Электродвигатели в системе СН электростанций

    Положительные свойства асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором обеспечиваются за счет высоких кратностей пускового тока, достигающих значений Кi = 4 – 7 и более. В течение длительного времени это было основным препятствием по их широкому применению.
    Применение асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором требует создания мощных питающих сетей, увеличения мощности КЗ в системах электроснабжения напряжением 6(10) кВ, создания быстродействующих ячеек комплектных распределительных устройств (КРУ) с высокой отключающей и включающей способностью, быстродействующи хрелейных защит [15].

    Условия перехода на электродвигатели с короткозамкнутым ротором от электродвигателей с фазным ротором и регулируемым сопротивлением в роторной цепи в процессе пуска возникли в 30-е годы 20-ого столетия.
    Благодаря наличию регулируемого активного сопротивления в роторной цепи, двигатели с фазным ротором обладают меньшей кратностью пускового тока, не превышающего Кi = 2. Это позволяет снизить требования к мощности питающих сетей. В то же время все электродвигатели с фазным ротором в обязательном порядке оборудуются защитой минимального напряжения, отключающей их от сети даже при кратковременных перерывах питания. В последующем такие электродвигатели включаются вручную или автоматически после установки пускового реостата в пусковой режим.
    Применение двигателей с фазным ротором было допустимо на электростанциях с использованием слоевого способа сжигания твердого топлива, при большой аккумулирующей способности барабанов-сепараторов и наличию дежурного персонала у каждого из агрегатов СН.
    В дальнейшем, благодаря разработке и внедрению сжигания топлива в виде пыли, уменьшению емкости барабанов-сепараторов, применению прямоточных котельных агрегатов, усовершенствованию механизмов СН и использованию автоматики АВР, переход на электродвигатели с короткозамкнутым ротором стал реальностью. Аналогичные условия возникли и всистемах электроснабжения промышленных предприятий.
    Переход на использование асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором не позволил решить все проблемы повышения на-
    дежности работы электростанций в энергосистеме. Это касается, преждевсего, привода питательных насосов блоков мощностью 300, 500, 800 и 1200 МВт на сверхкритических параметрах пара и энергоблоков ВВЭР 1000, где используется турбопривод и пусковые котельные – табл.7.1, где при большой доле противодавления возникают трудности при работе питательных насосов с электроприводом. Электродвигатели в системе СН электростанций
    При использовании асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором вследствие больших пусковых токов в элементах системы электроснабжения возникают значительные падения напряжения, и групповой самозапуск происходит при пониженных напряжениях на секциях СН.
    Успешным следует считать такой самозапуск, при котором остаточное напряжение на зажимах электродвигателей обеспечивает их ускорение до номинальной частоты вращения за время, допустимое по условиям нагрева двигателей и сохранения устойчивости технологического режима. Для тепловых электростанций это время составляет 20-30 с.