Система нефтепроводов в России     Уже много десятков лет существует система нефтепроводов России, которая транспортирует нефть из северных месторождений нефти почти во все страны СНГ 
     Вариант транспортировки нефти по трубам предложил в 1863 году великий русский ученый Менделеев Д.И., предоставив убедительные аргументы и принцип строительства нефтепроводов.       
     Первый нефтепровод России был построен на Апшеронском полуострове в конце 1878 года под техническим руководством известного русского инженера В.Г. Шухова, согласно разработанного им проекта. Протяженность этого нефтепровода составила всего 10 км. Нефть перекачивали на Бакинские нефтеперерабатывающие заводы из Балаханского месторождения.       
     В дальнейшем, Шуховым В.Г. для теоретического и практического проектирования, для строительства и эксплуатации трубопроводов, были разработаны основные рекомендации, которые он изложил в 1884 году в своей статье «Нефтепроводы» и в 1894 году в специализированной книге «Трубопроводы и их применение в нефтяной промышленности», изданной в виде точных математических формул, описывающих процесс протекания мазута и нефти по трубопроводам.

     В 1907 году Шуховым были спроектированы одни из самых первых российских нефтепроводов: Баку — Батуми протяженность которого была 883 км, а в 1928 году нефтепровод Грозный — Туапсе, протяженностью 618 км.       

     В июне 2006 г. длина магистральных нефтепроводов монопольного Российского оператора «Транснефть» и ее дочерних компаний, транспортирующих 93 % всей нефти, добываемой в России, достигла 48 708 км.       
     Компании «Транснефть» сегодня принадлежит 386 нефтеперекачивающих станций, у нее 4 основные нефтепровода: Дружба (мощностью 66,5 млн.т в год), Балтийская трубопроводная система (мощностью 74 млн.т в год), Грозный – Туапсе и Баку – Новороссийск.       
     Балтийская трубопроводная система (БТС) связывает самые значимые месторождения России - Западно-Сибирское,Тимано-Печерское и Урало-Поволжское с морским портом Приморск. Целью строительства (БТС) было снижение себестоимости транспортировки нефти и увеличение мощности сети нефтепроводов, которые транспортируют нефть из восточных районов России в другие государства.       
     Самая крупная во всем мире система нефтепроводов «Дружба» протяженностью 8900 км была построена в 60-е годы прошлого века предприятием «Ленгазспецстрой» для транспортирования нефти в страны СЭВ (совета экономической взаимопомощи), которые расположены в Восточной Европе. Нефть в Европу поставлялась из Волго-Уральского нефтегазоносного района через Самару и Брянск, затем до Мозыря, где направление раздваивается на 2 участка — на северный и южный.       
     По нефтепроводу «Дружба» в европейские страны ежегодно экспортируется около 66,5 млн.т. нефти. Не так давно в Брянской области произошла авария на северном участке Унеча — Полоцк, которая вынудила уменьшить объемы поставок нефти, снизив давление в нефтепроводе с 4 до 0,7 Мпа, и остановить полностью прокачку по одной из северных веток нефтепровода.       
     В дальнейшем, эту ветку, скорее всего, использовать как часть «Дружбы» не будут, потому что в планах строительства новой Балтийской трубопроводной системы-II предусмотрен обход этого аварийного участка.       
     Тем не менее, сегодня уже существуют 2 проекта, в которых заложено использование части северной ветки в будущем - это продолжение известного нефтепровода Одесса — Броды, по которому планируется экспортирование нефти через другие балтийские порты и поставка нефти в Белоруссию в реверсном режиме.       
     Строящаяся балтийская трубопроводная система-II (БТС-2) позволит в будущем связать нефтепровод «Дружба» на пути Унеча—Андреаполь—Усть-Луга с морскими портами России на Балтийском море, таким образом, снизив риск транспортировки нефти транзитом через другие страны.       
     Предполагалось, что реализация этого проекта позволит снизить к 2010 г. объемы поставок экспорта на участках нефтепровода «Дружба»: Унеча — Мозырь и Унеча — Полоцк с 78,9 млн.т. в год до 41 млн.т. и снизить к 2015 году до 27 млн.т.       
     БТС-2 начало строиться с церемонии сварки 10 июня 2009 г. первого стыка в Брянской области. В конце сентября 2010 г. было уже сварено в линию более 98% трассы — это 985 км нефтепровода. 930 км труб было уложено в траншеи и засыпано 920 км. Появилась реальная возможность опередить график и завершить строительство первого комплекса БТС-2 на полгода раньше запланированного срока, т.е. к концу 2011 года. Жители поселка Дружба Липецкой области и одновременно работники крупнейшего нефтепровода России следили за его техническим состоянием.       
     В России построено и много других крупных нефтепроводов, обеспечивающих транспортировку нефти во все регионы страны: Нижневартовск – Самара, Усть-Балык – Курган – Альметьевск, Самара – Лисичанск, Александревское – Анжеро-Судженск, Шаим – Тюмень, Усть-Балык – Омск – Анжеро-Судженск, Туймазы – Омск – Новосибирск – Красноярск – Ангарск, Усть-Балык – Омск – Павлодар – Чимкент, Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва с ответвлениями Нижний Новгород – Ярославль – Кириши.

Видео фильм "Стройка БТС-2":


Рекомендуйте эту статью другим!



Система заземления TN-C 2
янв 05, 2014 2095

Система заземления TN-C

Зачем каждому человеку знать о том, что представляют собой системы заземления? Все…
Максимальная токовая отсечка
янв 01, 2014 3372

Максимальная токовая отсечка при защите электродвигателей.

Согласно ПУЭ с целью эффективной защиты двигателей от междуфазных коротких замыканий с…
Преимущества постоянного тока
янв 19, 2014 5767

Преимущества постоянного тока

При всех несомненных достоинствах переменного тока (простота производства и…
Явление самоиндукции 1
дек 15, 2013 2995

Явление самоиндукции

ЭДС самоиндукции наблюдается в сети при любом изменении величины тока. Самоиндукция также…
Хроматографический анализ газов 12
сен 21, 2013 9513

Хроматографический анализ газов в масле. Определение состояния измерительных трансформаторов

Хроматографический анализ газов в масле (ХАРГ) — один из наиболее чувствительных и точных…